УРАЛ 4320: характеристики двигателя ЯМЗ-238

УРАЛ 4320 — один из самых востребованных российских полноприводных грузовиков. Он широко используется в строительстве, нефтегазовой отрасли, лесозаготовке и военных подразделениях. Машина ценится за высокую проходимость, надёжность и простоту ремонта.
В последние годы грузовик оснащается проверенным временем дизельным двигателем ЯМЗ-238 — силовым агрегатом Ярославского моторного завода, известным своей ремонтопригодностью и большим ресурсом.

Модификации двигателя ЯМЗ-238 для Урал 4320

На грузовиках Урал 4320 встречаются разные модификации V-образного восьмицилиндрового дизеля ЯМЗ-238

Модель двигателя Рабочий объём Мощность Максимальный крутящий момент Число цилиндров
ЯМЗ-238М2 14,86 л 240 л.с. 883–912 Н·м 8
ЯМЗ-238Н 14,86 л 300 л.с. до 1180 Н·м 8
ЯМЗ-238НМ 14,86 л 300–330 л.с. до 1180 Н·м 8
ЯМЗ-238ДЕ2 14,86 л 330 л.с. до 1180 Н·м 8

Каждый из этих двигателей рассчитан на работу в тяжёлых условиях, имеет высокий крутящий момент и способен эффективно работать как на трассе, так и на бездорожье.

Компоновка и устройство ЯМЗ-238

ЯМЗ-238 имеет V-образную схему с углом развала цилиндров 90°, что сокращает общую длину двигателя, улучшает балансировку и облегчает установку в раму автомобиля.

Компоновка и устройство ЯМЗ-238

Основные элементы, требующие регулярного обслуживания, расположены в зонах с удобным доступом:

  • топливные фильтры тонкой очистки,
  • компрессор пневмосистемы,
  • генератор, приводимый ремнём от шкива вентилятора,
  • насос гидроусилителя рулевого управления,
  • водяной насос системы охлаждения.

Слева на передней части блока размещены масляные фильтры. Масляный насос приводится от коленчатого вала.
Электростартер установлен справа в нижней части.
Картер защищён прочным металлическим поддоном, выполняющим и роль масляного резервуара.

В развале блока расположены топливный насос высокого давления, насос подкачки, регулятор оборотов и муфта привода вентилятора.
Сзади закреплён картер маховика со сцеплением.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238

  • Тип двигателя — дизельный, V8, атмосферный или турбированный
  • Мощность — 240–330 л.с. (176–243 кВт)
  • Рабочий объём — 14,86 л
  • Крутящий момент — до 1180 Н·м при 1250–1500 об/мин
  • Диаметр цилиндра — 130 мм
  • Ход поршня — 140 мм
  • Степень сжатия — 16:1
  • Удельный расход топлива — 215–225 г/кВт·ч

Габариты (см):

  • длина без сцепления — 134
  • длина с КПП и сцеплением — около 180
  • ширина — 111
  • высота — 119,5

Масса (кг):

  • без навесного оборудования — 1050–1250
  • с навесным — до 1350
  • с КПП и сцеплением — до 1650

Основные узлы и детали двигателя ЯМЗ-238

Блок цилиндров (картер)
Выполнен из прочного низколегированного чугуна методом литья. Оснащён съёмными гильзами цилиндров, смещёнными для оптимальной балансировки. Внутренние масляные каналы обеспечивают подачу смазки к коленчатому валу, фильтрам и теплообменникам.

Головки блока цилиндров
Взаимозаменяемые, каждая обслуживает четыре цилиндра. Имеют водяную рубашку, совмещённую с системой охлаждения, клапанный механизм и форсунки смазки.

Поршневая группа
Алюминиевые поршни с оловянным покрытием и жаропрочными вставками, стальные плавающие поршневые пальцы, чугунные компрессионные и маслосъёмные кольца.

Коленчатый вал
Кованый из стали марки 50Г, с закалёнными шейками, противовесами для балансировки и бронзовыми полукольцами для фиксации осевого смещения.

Кривошипно-шатунный механизм
Кованые шатуны из стали 40Х с двутавровым сечением и бронзовой втулкой в верхней головке, обеспечивающие прочность и долговечность узла.

Система газораспределения
Верхнеклапанная, с нижним расположением распределительного вала. Привод клапанов осуществляется через толкатели, штанги и коромысла.

Система питания
Включает механический топливный насос высокого давления (ТНВД), форсунки, насос подкачки, фильтры грубой и тонкой очистки, регулятор оборотов.

Система смазки
Комбинированная, с «мокрым» картером, шестерёнчатым масляным насосом и многоступенчатой фильтрацией масла.

Система охлаждения
Жидкостная, с водяным насосом, термостатами и радиатором, обеспечивающая стабильный тепловой режим двигателя.

Система пуска
Электростартер с пусковым реле для надёжного запуска в различных условиях.

Впускная и выпускная системы
Воздушный фильтр, впускные патрубки, выпускные коллекторы и глушитель.

Навесное оборудование
Генератор, компрессор пневмосистемы и насос гидроусилителя рулевого управления.

Преимущества двигателя ЯМЗ-238 на Урал 4320

  • Высокая ремонтопригодность — большинство операций можно выполнять в полевых условиях.
  • Длительный ресурс — при правильном обслуживании до 500 000 км без капитального ремонта.
  • Большой крутящий момент — уверенная тяга даже на низких оборотах.
  • Универсальность — применяется на множестве моделей грузовиков и спецтехники.

Двигатель ЯМЗ-238 — это проверенный временем силовой агрегат, обеспечивающий грузовикам Урал 4320 надёжность, мощность и выносливость в тяжёлых условиях эксплуатации. Для продления ресурса важно вовремя выполнять техническое обслуживание и использовать оригинальные запчасти для ЯМЗ-238.