Плановое и внеплановое техобслуживание предназначено для поддержания транспортного средства в должном виде и рабочем состоянии. Данное мероприятие призвано снижать интенсивность изнашивания деталей штатного оборудования и агрегатов, а также минимизации рисков возникновения поломок и отказов посредством своевременного обнаружения и устранения причин, которые их могут спровоцировать.
И если внеплановое техобслуживание обычно вызвано именно поломками, то плановое ТО носит профилактический характер. Оно проводится в плановом порядке через определенные периоды эксплуатации авто.
Четкое соблюдение регламентов периодичности техобслуживания, а также качественное исполнение всех работ в рамках этого мероприятия, являются гарантией полной технической готовности транспортного средства. Помимо того, подобный подход к ТО существенно понижает потребность в ремонтных работах и их стоимость.
Высокое качество ТО во многом обеспечивается специально подготовленным местом выполнения работ, которое оснащено профессиональным оборудованием и инструментарием. Помимо того, СТО должно иметь штат опытных механиков, которые имеют необходимые знания и умения в сфере техобслуживания и регулировки бортовых систем, гидравлики, мотора, электрического оборудования и т. д.

Виды техобслуживания
По трудоемкости и периодичности проведения техобслуживание автотранспорта принято разделять на:
-
ТО в начале эксплуатации новой машины – проводится после пробега в 1000 км или непрерывной работы мотора на протяжении 50 часов;
-
ежедневное ТО – осуществляется каждый день непосредственно перед отправкой авто на маршрут, а также после его возвращения в гараж;
-
первое и второе ТО – определяется производителем авто в зависимости от условий его эксплуатации, или же через 4000 и 16000 километров пробега (125 и 500 часов функционирования двигателя, соответственно);
-
сезонное ТО – осуществляется дважды в год при смене погодных условий с тепла на холод и обратно. Может совмещаться с очередным ТО.
Этапы ежедневного ТО
Техобслуживание машины, проводимое каждый день, можно разделить на два этапа – до выезда из гаража и после возвращения в гараж.
ТО перед выходом машины на маршрут состоит из следующих действий водителя.
-
Осмотр транспортного средства и проверка наличия течи горючего, смазки, охлаждающей и тормозной жидкостей. Устранение выявленных неисправностей.
-
Проверка состояния силовой установки, сопровождающаяся очисткой ДВС от загрязнений, если таковые имеются.
-
Мониторинг уровня тормозной жидкости и воды в омывателе. Если уровень отличается от рекомендованного, тогда следует долить техжидкости до указанной отметки.
-
Проверка смазки в картере и охладителя в радиаторе перед пуском мотора. В первом случае рекомендованный уровень масла - между отметками "В" и "Н", а во втором – выше торцов трубочек радиаторного бачка.
-
Заполнение емкости насосного оборудования омывателя остекления машины. Если температура за бортом минусовая, тогда нужно сменить воду на специальную незамерзающую жидкость.
-
Проверка исправности штатных осветительных приборов, оптики и системы сигнализации, а также очистителей остекления и контрольно-измерительного оснащения. Отсутствие поломок в каждом случае обязательно.
-
Проверка работоспособности генератора посредством мониторинга показателей указателя тока.
-
Проверка сцепления, которое используется для корректного и равномерного включения передачи без пробуксовки и ведения авто.
-
Проверка рулевого управления, в устройстве которого гайки усилителя и тяг должны надежно фиксироваться шплинтами, а соединения не могут иметь люфтов. Помимо того, нельзя допускать даже малейшего ослабления крепежа вилок карданных валов.
-
Проверка тормозов, призванная удостовериться в корректности работы сигнализаторов, целостности пневмо- и гидросистемы. Проверка последних осуществляется нажатием на педаль тормоза с последующим её удержание в данном положении на протяжении нескольких минут. Загоревшийся сигнализатор укажет на неполадки тормозного цилиндра, тогда как заметное смещение стрелок манометра станет доказательством поломки пневмопривода.
-
Проверка стояночного тормоза, у которого в случае корректной работы собачка устанавливается на 4-12 зубьях при максимально прижатых колодках к барабанному механизму.
-
Проверка целостности и прочности буксирного прибора на машине, которая оснащена прицепом. В такой компоновке авто гайку крюка нужно надежно застопорить, а защелку – зашплинтовать.
-
Проверка колес, которая предполагает, что авторезина не имеет никаких повреждений, а также сторонних предметов, застрявших в протекторе. Помимо того, нельзя допускать ослаблений затяжки колесных креплений, которая корректируется восстановлением момента затяжки крепежных элементов.
-
Проверка креплений надрамника, а также седельного устройства. Никаких послаблений в креплении данных конструктивных элементах машины допускать нельзя.
Техобслуживание транспортного средства после его возвращения в гараж или на стоянку заключается в следующих операциях.
-
Уборка салона и мойка кузова авто, если это требуется в силу загрязнения.
-
Заправка машины до максимума, что позволяет исключить образование водного конденсата в бензобаке в холодное время года.
-
Слив из воздушных баллонов образовавшегося конденсата. Зимой эта операция выполняется после любого выезда автомобиля из теплого ангара или гаража. Сливать влагу в данном случае следует в условиях, когда в воздушных баллонах имеется давление воздуха.