Регулировка ручного тормоза на автомобиле Урал 4320

Ручной тормоз представляет собой конструктивный элемент тормозной системы транспортного средства, блокирующий колеса во время стоянки, тем самым гарантируя устойчивость авто как на ровной, так и на наклонной поверхности.

Процедуру регулирования стояночного тормоза можно назвать достаточно простым мероприятием ремонта авто. Чтобы выполнить все максимально корректно, необходимо иметь лишь базовое представление об устройстве машины. Если же вы не знакомы с конструкцией "ручника" или сомневаетесь в своих силах, тогда лучшим решением будет обращение в сервисный центр, где имеется все необходимое для ремонта и диагностики.

Функционал "ручника"

Для безопасной эксплуатации транспортного средства необходимо, чтобы все его системы и механизмы были в рабочем состоянии. Полностью исправный ручной тормоз необходим для:

  • обеспечения устойчивости авто на склоне или поверхности дороги во время стоянки;
  • выполнения маневра управляемого заноса при условии наличия таких навыков у водителя;
  • осуществлении экстренного торможения транспортного средства.

Помимо того, "ручник" может выполнять функции ножного тормоза, если последний вышел из строя. В данном случае необходимо помнить о том, что в такой роли ручной тормоз нельзя использовать постоянно, поскольку его предназначение заключается в фиксации транспортного средства в неподвижном положении на стоянке. Когда приходится использовать "ручник" для замедления движения автотранспорта, натягивать его следует плавно, чтобы избежать заноса, из-за которого может произойти серьезная авария.

Рычаг верхний ручного томоза автомобиля Урал 4320

Рычаг верхний ручного тормоза автомобиля Урал 4320

Принцип действия

На отечественных грузовиках Урал 4320 используется предельно простой ручной тормоз. Его конструкция состоит из таких элементов, как:

  • управляющий узел;
  • механический привод;
  • исполнительный механизм.

Управляющий узел приводит в действие ручной тормоз. Это происходит после смены позиции рычага с храповиком, регулирующим натяжение троса. Этот рычаг размещен в центре салона грузовика на центральном тоннеле, который находится между сиденьями.

Механический привод "ручника" представляет собой трос, посредством которого оказывается воздействие на трансмиссию или колодки тормозов, в зависимости от конструкции тормозной системы конкретного авто. Об этом можно узнать из инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Исполнительным механизмом в данном случае выступают задние тормозные колодки, работа которых регулируется как педалью тормоза, так и рычагом "ручника".

О том, что ручной тормоз активирован, сигнализирует специальный датчик на панели приборов транспортного средства. В большинстве случаев активация ручника обозначается загоревшейся лампочкой на приборной панели.

Рычаг нижний ручного тормоза автомобиля Урал 4320

Рычаг нижний ручного тормоза автомобиля Урал 4320

Необходимость регулировки

Специалисты рекомендуют выполнять диагностику стояночного тормоза не реже, чем каждые 30000 км. пробега или же раз в месяц. Если имеются подозрения в поломке этого узла, то диагностика проводится внепланово. Эту простую процедуру можно выполнить самостоятельно двумя способами.

  1. Натянуть "ручник" до отказа, после чего активировать 1-ю передачу и плавно отпускать сцепление. При исправном ручном тормозе ДВС машины заглохнет. В противном случае авто начнет медленно двигаться, что укажет на необходимость ремонта.
  2. Загнав машину на крутой склон, нужно максимально туго натянуть рычаг. Если транспортное средство будет оставаться неподвижным, значит "ручник" в норме. В случае движения авто необходимо обратиться к механику для регулировки или ремонта ручного тормоза.

Поломка "ручника" может быть спровоцирована различными факторами, включая:

  • износ тормозных накладок;
  • слабое натяжение троса;
  • увеличенный зазор между колодками и барабанами.

Регулировать же ручной тормоз настоятельно рекомендуется если осуществлялась:

  • смена тормозных дисков и/или колодок;
  • корректировка позиционирования колодок;
  • монтаж регулировочного приспособления;
  • замена троса.

К подобным мерам следует прибегать и в случае, когда сильно (до десяти зубьев) увеличился ход рычага, что может свидетельствовать об износе конструктивных элементов стояночного тормоза, повреждении троса или же некорректной регулировке данного механизма.

Ручной тормоз автомобиля Урал 4320

Ручной тормоз автомобиля Урал 4320

Устранение неисправности

Оптимальным вариантом устранения неполадок ручного тормоза является обращение к опытным механикам на СТО. Однако решить проблему можно и самостоятельно. Для этого потребуется лично отрегулировать "ручник", что достаточно просто сделать, если имеются хотя бы базовые знания о конструкции ручного тормоза и инструкция по эксплуатации авто.

Необходимо отметить тот факт, что регулировать "ручник" следует с соблюдением требований безопасности и в ремонтном боксе, предварительно уточнив, какая конструкция ручного тормоза используется на вашем авто.

Часто ремонт "ручника" заключается в смене троса. Но иногда достаточно лишь откорректировать его натяжение, что может сделать любой человек. Так, в исправном "ручнике" во время затяжки рычага количество щелчков варьируется от 5 до 6. Если их больше, либо же меньше, то требуется регулировка, которая основывается на принципе корректировки зазора между дисками и накладками тормозов. Верно выставляют данный зазор путем изменения длины троса.

Лучше всего регулировать натяжение троса стояночного тормоза на эстакаде или же с помощью подъемника. Хорошей альтернативой может послужить обычная смотровая яма. Если такой возможности нет, можно обойтись домкратом и опорными козлами, предварительно разместив транспортное средство на ровной и устойчивой поверхности. В некоторых машинах регулирование натяга троса ручного тормоза возможно провести прямо в салоне. В такой ситуации не требуется поднимать авто, чтобы обеспечить доступ к его днищу.

В случае с грузовиком Урал 4320 восстановление правильного натяжения троса выполняется по следующему алгоритму.

  1. Установка авто на опору и его подъем для свободного доступа к днищу.
  2. Подъем рычага "ручника" на 2-3 щелчка.
  3. Ослабление контргайки регулировочного устройства.
  4. Поворот гайки регулировки натяжения троса.
  5. Отслеживание эффективности ремонта.

Если ваши усилия не привели к тому, что работа "ручника" восстановилась в полной мере, тогда ремонт следует поручить специалистам, которые проведут диагностику и заменят поврежденные элементы.

В случае удачного самостоятельного ремонта необходимо еще раз проверить работоспособность ручного тормоза. Для этого нужно максимально выжать рычаг и попробовать провернуть колеса авто. Если задние колеса вращать не получается или для этого требуются значительные усилия, тогда остается затянуть контргайку, "снять ручник" и вновь попробовать провернут колесо. Теперь они должно вращаться легко, поскольку ручной тормоз не активирован.

На завершающем этапе следует опустить авто, убрав домкрат или подъемник, после чего проверить работу ручного тормоза в реальных условиях. Если работоспособность "ручника" вызывает хоть малейшие подозрения, тогда стоит посетить ближайшую СТО. В противном случае вы рискуете собственной безопасностью.