Регулировка механизма сцепления на Урал-4320

На уральских грузовиках модели 4320 используется механический привод выключения сцепления, который оснащается пневмоусилителем. Пневмоцилиндр данного механизма смонтирован в картере КПП. Он оказывает воздействие на рычаг вала вилки, что приводит к дезактивации сцепления.

Управлять цилиндром позволяет пневмокран, предусмотренный в конструкции. Он соединен со штатной пневматической системой транспортного средства посредством шланга, будучи установленным на тяге.

Когда водитель нажимает на педаль сцепления на шток пневмокрана через тяги и рычаг передается усилие, которое отрывает клапан. В этот момент из пневмосистемы грузовика по шлангу подается воздух под давлением, который попадает в цилиндр, тем самым, оказывая дополнительное воздействие на рычаг.

При наличии в штатной пневматической системе авто достаточного количества воздуха, регулировка момента активации пневмокрана выполняется по следующему алгоритму:

  1. Осуществить демонтаж шланга, что подразумевает его отсоединение от крана.
  2. Выкрутить болты регулировки для обеспечения зазора между штоком и болтом.
  3. Выжать педаль сцепления, это следует сделать прилагая максимальное усилие.
  4. Вкрутить болт так, чтобы открылся клапан пневмокрана, позволяя воздуху из магистрали свободно выйти.
  5. Довернуть болт регулировки на половину или полный оборот.
  6. Зафиксировать болт контргайкой.

Привод управления сцеплением и тормозным краном УРАЛ-4320: 1 - кронштейн; 2 - болт регулировочный; 3 - контргайка; 4 - рычаг привода сцепления; 5 - кран пневматический; 6, 17 - шланги; 7 - тяга педали тормоза; 8 - тяга с компенсатором; 9 - рычаг вала педали сцепления; 10 - вал педали сцепления; 11 - ограничитель хода педали сцепления; 12, 13 - оттяжные пружины педалей тормоза и сцепления; 14 - педали сцепления и тормоза; 15, 19 - рычаги тормозного крана; 16, 21 - тяги; 18 - пневмоцилиндр; 20 - рычаг вала выключения сцепления.  

Порядок действий при регулировке хода педали

Педаль сцепления должна обладать полным ходом в диапазоне 19,5-20 сантиметров. Регулировка этого параметра выполняется болтом, регулирующим ограничитель хода, который предусмотрен конструкцией педали сцепления. Выполняется данная регулировка только в том случае, когда в пневмосистеме транспортного средства формируется давление воздуха более 6кгс/см2, что соответствует давлению в 0,6МПа.

В отличие от полного хода, свободный ход рассматриваемой педали должен быть в диапазоне 5-6 сантиметров. Оптимальная величина данного параметра можно определить нажатием на педаль тогда, когда в пневмосистеме транспортного средства отсутствует давление воздуха. Начало активации сцепления будет ощутимо по заметному увеличению усилия.

Регулирование свободного хода педали сцепления выполняется за счет корректировки длины тяги. Делается это поэтапно, по следующему алгоритму:

  1. Разъединить рычаг и тягу.
  2. Отпустить контргайку с последующим выкручиванием/закручиванием вилки для повышения/снижения свободного хода.
  3. Затянуть контргайку.
  4. Осуществить сопряжение рычага с тягой.
  5. Проверить произошедшие изменения в ходе педали.

В случае, когда резьба на тяге полностью использована, требуется сменить положение рычагов, переставив их на один шлиц против часовой стрелки. После этого выполнить дополнительную регулировку тяг.